Недооценить речь невозможно, ведь ею человек выражает свои мысли, она является инструментом общения, социального взаимодействия. Любые речевые нарушения не позволяют ребенку нормально поддержать разговор, выразить свои мысли; они влияют на школьную успеваемость и приводят к возникновению различных комплексов.
Не стоит откладывать обращение к специалисту, если у малыша есть звуки, отсутствующие в родном языке, если появились подозрения, что развитие речи у него не соответствует возрасту. Раннее обнаружение проблемы поможет наиболее эффективному и быстрому её исправлению. Обычно опытный логопед (Ростов-на-Дону) проводил свои занятия с детьми, уже имеющими трехлетний возраст. В настоящее время, с появлением логопедии раннего возраста, которая направлена на предупреждение и исправление проявляющихся доречевых и первичных речевых отклонений в развитии детей, не достигших трехлетнего возраста, ведется успешная работа и с такими малышами.
Не менее важно, для достижения максимального результата, проводить регулярные занятия с ребенком еще и дома, а не просто надеяться на логопеда, который поможет поставить правильную, четкую и грамотную речь. К тому же он должен не только показать родителям домашние упражнения, но и объяснить — как их лучше сделать. Только специалисту известны тонкости выполнения каждого упражнения, а также секреты, делающие задание или упражнение наиболее эффективным именно для этого ребенка. Следует помнить и о главном правиле всех врачей и педагогов «Не навреди!». А нанести вред не так уж и сложно, например, по незнанию — неправильно поставленный звук закрепить в речи. Это часто бывает при родительских попытках самостоятельного вызова звука. Исправлять последствия этого деяния достаточно сложно. Именно поэтому родителям рекомендуется присутствовать на занятиях, чтобы продолжать заниматься с малышом дома правильно. Есть, разумеется и простые упражнения, которые легко выполняются родителями самостоятельно в домашней обстановке. Никак не навредив, они укрепляют его речевой аппарат, слуховое внимание и моторику, готовят его к воспроизведению труднопроизносимых звуков речи. Для этого можно использовать, как советует детский психолог, любые повседневные ситуации. К примеру, идя с ребенком по улице, увидели что-то красное, надо назвать это, делая упор на трудный звук, будь то красная машина, красная крыша или красный шарик.
Общие рекомендации по проведению домашних занятий
Наиболее эффективны домашние занятия в игровой форме, не похожие на уроки. Чтобы заинтересовать ребенка, можно использовать различные истории. Занятия в игровом виде вызывают у малыша желание научиться правильному говорению, что обязательно помогает ускоренному достижению положительных результатов.
Если у ребенка что-то не получается, не надо злиться, нужно запастись долготерпением. Исправление произношения — довольно непростое и несиюминутное дело. Обучение правильному, четкому и ясному произнесению всех звуков нельзя выполнить за одно занятие, это же касается и использования сложных слов в разговоре. Любое занятие требует определенного времени. В процессе такого обучения обязательно будут появляться и успехи, и ошибки, — об этом тоже важно помнить.
Как советует известный детский нейропсихолог, нужно хвалить малыша даже за небольшие успехи, быть терпеливыми и поддерживать его при неудачных попытках, пробуя вместе с ним произносить неподдающийся звук. Речевые проблемы ребенка могут лишь усугубиться, если сорваться и накричать на него. После этого он чаще всего замыкается в себе, но лучше говорить не станет.
Очень важна регулярность проводимых занятий. Полезнее уделять упражнениям пять минут ежедневно, чем проводить их раз в неделю по полтора часа. Начинать лучше с трех- пятиминутных занятий каждодневно, постепенно делая их пятнадцати-двадцатиминутными дважды в течение дня. Это обязательно обеспечит желаемый результат.